430005, Саранск, ул. Льва Толстого, 4
Дежурный прокурор: (8342) 47-55-05
E-mail: info@prokrm.ru
Прокуратура РМ
 

Разъяснение законодательства

Дата: 07.08.2014 г.

Административный надзор как мера профилактики правонарушений и проявлений рецидивной преступности 

В Российской Федерации с 2011 года действует Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Несмотря на то, что данный нормативно-правовой акт является регулятором определенных правоотношений уже продолжительное время, о нем известно далеко не всем гражданам, в том числе и тем, на которых непосредственно направлено его действие.

Административный надзор представляет собой наблюдение со стороны органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, призван обеспечить предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, а также оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

 1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

 2) преступления при рецидиве преступлений (на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости);

 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания).

При этом, основанием для установления административного надзора являются следующие обстоятельства:

 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия указанных выше оснований.

В случае установления административного надзора лицу, в отношении которого он установлен, может быть запрещено: пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезд за установленные судом пределы территории. Кроме того, данное лицо обязывается явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

 Для примера, гражданин освободился после отбытия наказания в виде лишения свободы за совершение квартирной кражи, то есть тяжкого преступления и в любой период времени в течение 8 лет (срок погашения судимости) за один год совершает два административных правонарушения за появление в общественном месте в состоянии опьянения. По заявлению начальника отдела внутренних дел судом в отношении данного лица может быть установлен административный надзор на срок до 3 лет. И «риск» установления административного надзора сохраняется за лицом на весь срок погашения судимости.

Однако, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Кроме того, за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, а также за уклонение от административного надзора предусмотрена административная и уголовная ответственность.