430005, Саранск, ул. Льва Толстого, 4
Дежурный прокурор: (8342) 47-55-05
E-mail: info@prokrm.ru
Прокуратура РМ
 

О дошкольных образовательных учреждениях

Дата: 21.02.2012 г.
27 октября 2011 года Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Данное положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов и содержит разъяснение отдельных вопросов, касающихся деятельности таких учреждений. Теперь  к дошкольным образовательным учреждениям относятся:

1.           детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

2.           детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

3.           детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

4.           детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

5.           детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

6.           детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

7.           детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

8.           центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое).

В соответствии с положением дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

К основным задачам таких учреждений  относятся:

1.   охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

2.   обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

3.   воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

4.   осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

5.   взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

6.   оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В отношении дошкольных образовательных учреждений установлена ответственность за невыполнение функций, отнесенных к их компетенции; за реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования: за качество образования своих воспитанников; за жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса; за нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения и иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Что касается приема детей в дошкольные образовательные учреждения, то стоит отметить, что такими учреждениями осуществляется прием детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей, либо законных представителей. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми, т.е. условия, учитывающие особенности их психофизического развития. При включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений могут быть лица, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

Дошкольное образовательное учреждение может осуществлять свою деятельность только с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.  Действуют указанные учреждения на основании устава, в котором закрепляются их цели и задачи.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями). Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

Типовое положение устанавливает важный запрет на осуществление педагогической деятельности в отношении  лиц:

1.    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

2.    имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

3.    имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

4.    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

5.    имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.