430005, Саранск, ул. Льва Толстого, 4
Дежурный прокурор: (8342) 47-55-05
E-mail: info@prokrm.ru
Прокуратура РМ
 

В прокуратуре Республики Мордовия состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры

Дата: 14.02.2020 г.

Сегодня, 14.02.2020, под председательством прокурора республики Александра Филимонова состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры, на котором рассмотрен вопрос об итогах работы органов прокуратуры Республики Мордовия по укреплению законности и правопорядка за 2019 год.

В работе  коллегии приняли участие начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Окатьев А.Л., Главный федеральный инспектор по Республике Мордовия Сезганов М.П., Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия Чибиркин В.В., и.о. председателя Верховного суда Республики Мордовия Лукшин А.В., председатель Арбитражного суда Республики Мордовия Александров С.В., руководители правоохранительных органов республики, прокурорские работники аппарата прокуратуры республики; межрайонные, районные и специализированный прокуроры и их заместители, представители СМИ.

Предлагаем вашему вниманию текст выступления прокурора республики А.А. Филимонова.

Уважаемый Александр Леонидович! Уважаемый Владимир Васильевич! Уважаемые коллеги и приглашенные! 

Прокуратурой Республики Мордовия в 2019 г. во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами, органами власти и местного самоуправления продолжена реализация комплекса мер, направленных на укрепление законности и правопорядка на территории республики.

Надзорная деятельность была подчинена решению задач защиты интересов личности, реализации национальных проектов, противодействия преступности.

Выявлено почти 22,5 тыс. нарушений федерального законодательства, на незаконные правовые акты принесено свыше 2,2 тыс. протестов, внесено более 4 тыс. представлений об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены около 5,3 тыс. виновных лиц. В суд направлено более 3 тыс. исков. О недопустимости нарушения закона предостережено 34 лица. По материалам прокурорских проверок возбуждено 62 уголовных дела.

Особого внимания требовал надзор за исполнением законодательства об оплате труда. В целях оперативного обмена информацией и защиты прав граждан на оплату труда разработано Соглашение о взаимодействии с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти республики. В результате совместно принятых мер удалось погасить задолженность по заработной плате перед более 40 тыс. работников на общую сумму свыше 600 млн. руб.

Усилия прокуроров в сфере ЖКХ были направлены на обеспечение законности при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», использовании организациями жилищно-коммунального хозяйства финансовых ресурсов, реализации мероприятий по капитальному ремонту. В результате прокурорского вмешательства пресечено бездействие регионального Министерства ЖКХ, энергетики и гражданской защиты населения по включению в региональную подпрограмму переселения граждан из аварийного жилищного фонда 27 подлежащих сносу многоквартирных домов. Принятые прокурорами меры способствовали погашению задолженности перед ресурсоснабжающими организациями на сумму около 190 млн. руб. Налажена практика привлечения управляющих организаций к административной ответственности за несвоевременные расчеты за коммунальные ресурсы.

Под особой правовой защитой находились граждане с ограниченными возможностями здоровья и лица престарелого возраста. Прокурорами устранены многочисленные факты необеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, недостаточного укомплектования необходимым медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения стационарных учреждений социального обслуживания.

Основные усилия по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики были сосредоточены на вопросах распоряжения государственной и муниципальной собственностью, защиты прав предпринимателей, исполнения государственных и муниципальных контрактов, бюджета, оборонно-промышленного комплекса.

Прокурорами пресекались многочисленные факты нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств, несоблюдение условий предоставления субсидий, ненадлежащее осуществление муниципального финансового контроля.

Особое внимание уделялось снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности. Пресекались факты ограничения конкуренции. По инициативе прокуроров в арбитражном суде оспорены 22 незаконные сделки по передаче на бесконкурсной основе находящихся в муниципальной собственности нежилых помещений, неправомерному предоставлению объектов ЖКХ в аренду.

Активно осуществлялся надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Продолжена работа по пресечению фактов несвоевременной оплаты поставленных товаров. В результате прокурорского вмешательства в 2019 г. погашено почти 200 млн. руб. задолженности по исполненным государственным и муниципальным контрактам.

Активизирован надзор за исполнением законодательства о собственности. Пресечено 45 фактов незаконной передачи государственного (муниципального) имущества в обход процедуры торгов. Удалось добиться возврата в казну и правообладателям более 2000 кв. м нежилых помещений. В арбитражном суде оспорены сделки по передаче в залог не подлежащих приватизации зданий ледовой арены и главного бюро медико-социальной экспертизы в г. Саранске стоимостью около 150 млн. руб., чем предотвращен их возможный вывод из казны республики.

Важным направлением работы являлся надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды. В структуре экологических нарушений преобладали нарушения, связанные с ненадлежащим обращением с твердыми коммунальными отходами. Благодаря прокурорскому вмешательству ликвидировано свыше 150 несанкционированных свалок.

Продолжена работа по совершенствованию нормотворческого процесса. Оспорено 19 региональных нормативных правовых актов, в том числе в сфере здравоохранения, социальной поддержки граждан, обеспечения жильем детей-сирот и 249 муниципальных. Предотвращено принятие 335 незаконных и коррупциогенных региональных и 1222 муниципальных нормативных правовых актов.  

Работа в сфере противодействия коррупции строилась во исполнение поручений Национального плана.

Одной из основных задач являлась проверка соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных запретов и ограничений. К сожалению, в этой сфере все еще масса нарушений. За год прокурорами их выявлено 376 или почти треть от всех коррупционной направленности. За грубые нарушения требований антикоррупционного законодательства прекращены полномочия 3 лиц, замещавших муниципальные должности. По постановлениям прокуроров к административной ответственности за нарушения, носящие коррупционный характер, привлечено 40 виновных должностных и юридических лиц с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму более 23 млн. руб.

При координирующей роли прокуроров выявлено 221 преступление коррупционной направленности. Отмечается увеличение количества установленных фактов взяточничества (с 57 до 68), коммерческого подкупа (с 6 до 9), а также преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном и особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб. 

В основе приоритетных задач надзора за исполнением законов о несовершеннолетних по-прежнему оставалась охрана прав семьи, материнства и детства.

Государственное обвинение поддержано по 4,2 тыс. уголовных дел. Участие прокуроров в рассмотрении более 4 тыс. гражданских и административных дел помогло отстоять интересы незащищенных граждан, общества и государства.

Прокурорами продолжено проведение последовательных организационных мероприятий, направленных на полноту и объективность учета преступлений, недопущение фактов ограничения доступа к правосудию лиц, потерпевших от преступных посягательств.

В истекшем году общее число зарегистрированных преступлений увеличилось с 7730 до 8060. Такой рост произошел в связи с увеличением количества тяжких преступлений (краж и мошенничеств), совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий (их рост составил почти 95 %). Проблемы, связанные с работой правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с посягательствами на безопасность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, вынесены на обсуждение координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики в марте текущего года.

Несмотря на общий рост преступности, число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности и в сфере незаконного оборота наркотиков сократилось. Такая ситуация обусловлена низким качеством работы оперативных служб, а также недостаточно эффективной надзорной деятельностью прокуроров. Зачастую остаются без внимания  сферы, наиболее подверженные коррупции, в том числе распоряжение бюджетными средствами, государственной и муниципальной собственностью, госзаказами, вопросы социальной защиты граждан. Единичны выявленные факты склонения к потреблению наркотиков. На этих вопросах должны быть сосредоточены усилия прокуроров в этом году.

В структуре преступности увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Число расследованных с их участием преступлений выросло на 18 %. При этом систематические прокурорские проверки органов профилактики, не снижающееся число принятых мер прокурорского реагирования на протяжении последних двух лет не дают положительного результата. Сложившаяся ситуация свидетельствует о формализме и неоправданном стремлении прокуроров увеличить статистические показатели, тогда как реальные просчеты органов системы профилактики остаются без внимания.

Масштабные преобразования в стране, обусловленные реализацией национальных проектов, требуют особого внимания прокуроров. В этой сфере, в первую очередь, предстоит обеспечить соблюдение нормативных правовых актов, ориентированных на оздоровление социальной сферы, в целях эффективного выполнения программ и проектов, направленных на поддержание материнства и семьи.

Приоритетной задачей должна оставаться защита прав и свобод граждан. Среди наиболее важных – право на получение вознаграждения за труд. Однако исчерпывающие меры в указанной сфере отдельными прокурорами не принимаются. Размер задолженности по заработной плате в республике на 1 января 2020 г. составлял более 55 млн. руб. Несмотря на то, что значительная часть (почти 70%) этой суммы –  задолженность организаций-банкротов, проверки арбитражных управляющих проводились недостаточно активно и жестко.

Нередко остаются без внимания прокуроров наиболее проблемные вопросы в сфере ЖКХ. В первую очередь, это касается своевременности расчетов за поставленные коммунальные ресурсы. Самоустраненность от такой проблемы прокурора поставила под угрозу начало отопительного сезона в двух населенных пунктах Чамзинского района.

Недостаточно эффективны проверки законности использования финансовых ресурсов организациями ЖКХ, а также формирования платы за содержание жилого помещения. Должного внимания не уделено завершению мероприятий по сносу расселенных в рамках региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Отсутствие инициативы при проведении проверок в указанной сфере стало причиной снижении числа направленных в органы предварительного расследования материалов прокурорских проверок и возбужденных по ним уголовных дел.

Самого пристального внимания требует защита прав социально незащищенных граждан – лиц с ограниченными возможностями и престарелых. На протяжении длительного времени существует серьезная проблема недостаточности финансирования обязательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. В настоящее время почти 1 тыс. таких детей не имеют возможности реализовать свое жилищное право. Решение этой проблемы должно быть одной из первоочередных задач как прокуроров, так и органов власти республики.

Требует новых подходов надзор за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательства. Такая работа не должна сводиться к формальному согласованию проверок контролирующих органов. Отсутствие надлежащего реагирование на факты несвоевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным контрактам не позволяет ликвидировать задолженности по ним. На конец 2019 г. эта сумма составляла почти 350 млн. руб.

Прокурорам следует более тщательно подходить к проверке законности возбуждения уголовных дел и предъявленного обвинения, обоснованности направления уголовных дел в суд. Не оставлять без жесткого реагирования факты нарушений. Недопустимым является возросшее (с 12 до 27) количество возвращенных прокурору судом уголовных дел.

По-прежнему, допускаются факты ущемления конституционных прав граждан. Судом вынесены оправдательные приговоры в отношении 4 человек, 41 лицо получило право на реабилитацию на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства. Достаточно высоким остается процент уголовных дел, оконченных с нарушенным сроком (22 %).

Обращаю внимание, что в 2020 году нас ждут новые вызовы.

Организация работы прокуратуры должна отвечать современным темпам развития страны. Сохраняя лучшее из накопленного опыта прокуратуры, необходимо уделить внимание ее совершенствованию.

В 2019 году в большинстве районных прокуратур были произведены работы по модернизации компьютерных сетей. Необходимо учесть, что цифровая трансформация предполагает не только внедрение новых высокотехнологичных продуктов, но и  развитие компетенции прокурорских работников по работе с информационными технологиями, формирование среды доверия с повышением открытости и доступности информации о деятельности прокуратуры.

И еще. Максимально результативную работу по защите прав граждан возможно наладить лишь эффективно организовав работу по их приему и рассмотрению обращений. В этой работе необходимо максимально ориентироваться не на ведомственные результаты, а на реальные изменения в жизни людей путем принятия мер прокурорского реагирования.

Успешная реализация поставленных задач требует от прокуроров принятия всех возможных мер как превентивного характера, так и по устранению выявленных нарушений. Необходимо скорректировать свою деятельность с учетом имеющихся проблем, а также скоординировать соответствующим образом работу остальных правоохранительных органов.