430005, Саранск, ул. Льва Толстого, 4
Дежурный прокурор: (8342) 47-55-05
E-mail: info@prokrm.ru
Прокуратура РМ

Вопрос 23

Дата: 29.03.2010 г.

Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Слышал, что теперь в случае нарушения моих прав государственными органами следует обращаться в прокуратуру. Так ли это?

Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Слышал, что теперь в случае нарушения моих прав государственными органами следует обращаться в прокуратуру. Так ли это?

 

Вступлением с 1 мая 2009 года в силу Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» произошли существенные новшества, касающиеся малого  среднего бизнеса.

Прокурорами Сформирован сводный план проверок органов государственного и муниципального контроля на 2010 год, размещен он на сайте Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры РМ. В нем вы можете узнать какой орган контроля, когда и по каким вопросам планово могут вас проверить в этом году. Это качается как малого, среднего, так и крупного бизнеса. В него вошли плановые проверки 16 республиканских и 16 федеральных территориальных органов и 1 муниципального органа контроля. Таким образом, в республике всего 33 органа контроля, в компетенцию которых входит проверка субъектов предпринимательства. Все эти органы имеют положения и административные регламенты проведения проверок.

При формировании сводного плана проверок нами выявлено незаконное включение органами контроля предпринимателей и организаций, подлежащих проверке. Так, государственной пожарной службой, Роспотребнадзором, Республиканской Ветеринарной службой проверки одних и тех же предпринимателей планировались несколько раз в течение года, в результате чего вместо одной проверке они подверглись бы нескольким. Были случаи неуказания  в панах проверок контролирующих органов адреса проверяемых, сроки проверок, их ИНН. Государственным комитетом республики по организации торгов и ценовой и тарифной политике незаконно превышены сроки проверок субъектов малого предпринимательства. Они намеревались провести их проверку вместо 15 часов в течение 20 рабочих дней, чего не позволяет закон.

Органами государственного пожарного надзора, Ветеринарной и Миграционной службами, Управлениями Роспотребнадзора, Роснедвижимости и Россельхознадзора запланированы были проверки хозяйствующих субъектов до истечения 3-х лет со дня их государственной регистрации и окончания последней плановой проверки.

В результате принятых прокуратурой мер общее количество проверочных мероприятий снижено с 7 073 до 5 729 проверок: интересы 2 700 субъектов предпринимательства мы уже защити. Такая же картина по всей стране.

 

Внеплановые проверки предпринимателей проводятся органами контроля:

 1) для проверки ранее выданных предписаний об устранении нарушений закона, если истек срок их исполнения - без согласия прокурора;

 2) с согласия прокурора - обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация органов государственной власти, органов местного самоуправления,  средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения или уже причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такие проверки прокурор согласовывает только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.

3)если нарушены права потребителей, о чем поступило заявление гражданина. Эти проверки проводятся без согласия прокурора. Например, Роспотребнадзором по жалобам граждан о приобретении некачественного товара, с истекшим сроком годности, Госжилинспекцией – ненадлежащие коммунальные услуги в виде. Много обращений жильцов домов на шумы от музыки, мощных кондиционеров, от деятельности  на первых этажах кафе, магазинов. Эти случаи проверяются Роспотребнадзором с согласия прокурора, поскольку в этом случае жильцы выступают не как потребители.

В период с мая 2009 г. по 01.01.2010 г. из контролирующих органов прокурорам поступило 619 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них по 325 заявлениям приняты решения о согласовании проверок (53%), в 294 случаях в согласовании отказано (47 %), т.е. запретили проверки 294-х предпринимателей. По сути, в каждом втором случае в проверке отказали.

От территориальных органов федеральных органов исполнительной власти поступило 597 заявлений, по результатам рассмотрения которых ими  получено 318 согласий, в 279 случаях в согласовании отказано, что составляет 46%.  Больше всего отказано в проверках Управлению Россельхознадзора по РМ в 175 случаях  или 47%, в основном под проверки этого органа должны были попасть сельхозорганизации, КФХ;  Управлению Росприроднадзора по РМ отказано в 5 случаях или это 31% от числа поступивших от них заявлений;  Управлению Роспотребнадзора по РМ  в 64 случаях или 45%;  Волжско-Окскому Управлению Ростехнадзора  в 13 случаях или 44%;  Управлению Роснедвижимости по РМ в трех случаях в или 75%; ОГПН МЧС России в 10 случаях или 50% и т.д.  

Республиканским органам контроля прокурорами согласовано проведение 7 внеплановых выездных проверок и в 15 случаях в согласовании отказано (68%).    

Из 294 принятых прокурорами решений об отказе в согласовании проведения проверок 13 вынесено в связи с отсутствием документов прилагаемых к заявлению о согласовании (2.1 % к поступившим); 178 в связи с отсутствием оснований для проведения проверки (28.7%); 100 в связи с несоблюдением требований к оформлению решения о  проведении проверки (16.1%);  2 в связи с осуществлением проведения проверки, противоречащей законодательству (0.32%); 1 в связи с несоответствием предмета проверки полномочиям органа контроля (0,16%). 

  Управление Росприроднадзора по РМ обратилось в прокуратуру с заявлениями о проведении внеплановых выездных проверок юридических лиц, осуществляющих добычу подземных вод. В месте с тем, в  распоряжении органа контроля о проведении проверки не был указан перечень документов, представление которых субъектом предпринимательства необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. По аналогичным основаниям территориальному отделу ПМТУ Ростехрегулирования отказано в проведении выездной внеплановой проверки другой коммерческой фирмы.

 Прокуратура республики отказала Управлению Россельхознадзора по РМ в согласовании выездных проверок ряда мясоперерабатывающих предприятий на предмет использования ими запрещенной животноводческой продукции. В представленных материалах отсутствовали какие-либо конкретные факты, указывающие об использовании именно этими организациями такой продукции. Россельхознадзору рекомендовано провести документарную проверку.  В ряде случаев контролирующим органом намеревалось проверить организации без имеющихся сведений о возникновении или причинении вреда растениям, животным, человеку.

Прокурорами выявлялись нарушения законодательства, допускаемые контролирующими органами, типичными из которых являются:

нарушение порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о начале плановых проверок. В нарушение части 12 ст. 9 Закона №294-ФЗ должностными лицами учреждения юридические лица не позднее трех рабочих дней до начала проведения плановой проверки не уведомляются. В изданных ими распоряжениях зачастую отсутствует дата их вручения проверяемому лицу; При плановой проверке 25.07.2009 ИП Волгаевой Т.А. нарушен трехдневный срок уведомления предпринимателей органом государственного контроля (надзора) до проведения плановой проверки.  По результатам проверки Волгаева Т.А. незаконно привлечена к административной ответственности. По представлению заместителя прокурора республики руководителем Управления Россельхознадзора по РМ незаконное постановление в отношении Волгаевой Т.А. отменено.   

 порядка организации и проведения внеплановой проверки; Имеют место факты истребования у предпринимателей документов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки (ст. 15 Закона №294-ФЗ). При проверке Управлением Россельхознадзора по РМ ИП Алькаевой В.В. истребованы документы, не относящиеся к предмету проверки: паспорт гражданина РФ, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, выписка из ЕГРИП. Вышеперечисленные документы не указаны в распоряжении,  соответственно не являются необходимыми для проверки исполнения предпринимателем законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.  

 

 не правильное оформление приказа  или распоряжения о проверке, акта проверки.  

При проверке ОГПН МО Рузаевка УГПН ГУ МЧС РФ по РМ выявлены грубые нарушения его сотрудниками Федерального закона №294-ФЗ. Распоряжение от 16.06.2009 №169 о проведении внеплановой выездной проверки ЗАО «Рузтекс»  на предмет соблюдения требований противопожарной безопасности выдано начальником отдела без наличия  на то оснований,  установленных законом №294-ФЗ, для проведения внеплановой проверки. Каких-либо документов, являющихся основанием для проверки общества, не имелось. При этом указание УГПН ГУ МЧС РФ по РМ о проверке противопожарного водоснабжения не могло служить основанием для проведения мероприятий по контролю в отношении ЗАО «Рузтекс», так как не содержит информации о нарушении обществом какого-либо законодательства. Его внеплановая проверка с прокурором не согласовывалась.

Государственным комитетом РМ по организации торгов, ценовой и тарифной политике два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с тем, что в мае 2009 года ими проверялись предприниматели на основании плана,  не соответствующего закону №294-ФЗ (не указаны наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; цель и основание проведения каждой плановой проверки;  дата и сроки проведения каждой плановой проверки). Проверки должностными лицами Комитета проведены на основании распоряжений, не соответствующих закону. 

В 2009 г. органами контроля республики проведено 9 456 проверок, из них 4 444 внеплановых, согласованных с прокурорами - 325. По результатам проведенных проверок выдано 5 319 предписаний, из них: по внеплановым проверкам выдано 1 375 предписаний; в том числе согласованных с прокурорами выдано 203 предписания. Органами контроля 5 248 лиц привлечено к административной ответственности, из них по внеплановым проверкам 1 623 лица; в том числе  согласованных с прокурорами 220 лиц. Контролирующими ведомствами  принято 62 решения о приостановлении деятельности, из них: по внеплановым проверкам 9 решений; в том числе согласованных с  прокурорами 3 решения.  По результатам проведенных контролирующими ведомствами 3 990 проверок нарушения закона не выявлялись, меры реагирования не принимались. Управлением Россельхознадзора по РМ проведено 1 988 безрезультативных проверок; Управлением Росприроднадзора по РМ - 64;  Управлением Роспотребнадзора по РМ -285;  Управлением Ростехнадзора – 194; Управлением Роснедвижимости по РМ - 148; Государственной инспекцией труда РМ - 25; ОГПН МЧС России -169; Территориальным отделом автодорожного надзора по РМ – 67; Роскомнадзором - 160,  ПМТУ Ростехрегулирования (Территориальным отделом (инспекцией) в РМ – 125.

Прокурорами в органах контроля выявлено 351 нарушение закона №294-ФЗ, 217 незаконных правовых актов, ограничивающих права предпринимателей, принесено 180 протестов, по результатам рассмотрения которых отменено и изменено 168 правовых актов, направлено 33 исковых заявления о возложении обязанностей на контролирующие органы принять административные регламенты проведения мероприятий по контролю, внесено 84 представления, по результатам рассмотрения которых 27 лиц привлечены к дисциплинарной  ответственности.  

Предпринимателями в суды действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, не обжаловались. В судах имело место рассмотрение жалоб предпринимателей  по фактам привлечения их  к  административной ответственности, по которым обжаловались составы административных правонарушений и суммы штрафов.      

Прокурорами выявлены нарушения законодательства о соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при аренде государственного и муниципального недвижимого имущества с учетом Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ.

По протесту прокуратуры Ленинского района г. Саранска приведен в соответствие с законодательством Порядок предоставления в аренду, безвозмездное пользование, согласования передачи в субаренду имущества, находящегося в муниципальной собственности г.о. Саранск, утвержденный решением Совета депутатов г.о. Саранск от 26.11.2006 №287, которым предусматривалась возможность бесконкурсной сдачи имущества в аренду.

По представлению прокурора Чамзинского района привлечена к дисциплинарной ответственности начальник отдела по управлению имуществом Администрации Чамзинского муниципального района Кугушева Г.И. в связи с необоснованным отказом ООО «Контакт-К» в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Договор купли - продажи имущества с обществом заключен и находится на государственной регистрации.

По 5 представлениям Рузаевского межрайонного прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности 8 должностных лиц администраций Рузаевского муниципального района и ГП Рузаевка, в том числе Глава администрации города Зобнин С.Н., так как в сентябре 2009 г. были выявлены нарушения порядка рассмотрения и разрешения обращений субъектов малого и среднего бизнеса по вопросам, касающимся предоставления земельных участков, нарушения сроков выдачи разрешений на строительство, выявлены случаи истребования не предусмотренных законом документов перед заключением договоров аренды, заключения договоров аренды муниципального имущества без проведения оценки их рыночной стоимости, ненадлежащего ведении реестра муниципального имущества.

Выявлены факты ущемления прав предпринимателей нарушениями антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд. Зачастую государственные и муниципальные контракты заключаются без проведения предусмотренных законом торгов, чем непосредственно затрагиваются права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. 

  По постановлениям Рузаевского межрайонного прокурора Главы администраций Рузаевского муниципального района Иняткина Н.В., г.п. Рузаевка Зобнин С.Н. и его заместитель Соколов В.Г. оштрафованы по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ на сумму 30 000 руб. каждый. Ими бензин для нужд администраций в течение квартала на сумму свыше 100 тыс.руб закупался без проведения торгов.

По постановлению прокурора Ленинского района г. Саранска Министерством экономики РМ по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ оштрафован директор МУ «Автобаза Администрации г.о. Саранск», которым решения о закупке запасных частей и расходных материалов для ремонта автомобилей приняты без проведения процедуры запроса котировок цен.

По представлению прокурора Чамзинского района привлечены к дисциплинарной ответственности 3 должностных лица единой комиссии по размещению заказов Администрации г.п. Чамзинка, которые при  наличии оснований необоснованно не отклоняли котировочные заявки предпринимателей.  

Проведенной в сентябре 2009 г. проверкой исполнения налоговыми органами законодательства при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) выявлены многочисленные случаи незаконного проведения  должностными лицами налоговых органов проверочных закупок с целью выявления нарушений указанного законодательства.

 

 

 

Тэги: Тэги не указаны