430005, Саранск, ул. Льва Толстого, 4
Дежурный прокурор: (8342) 47-55-05
E-mail: info@prokrm.ru
Прокуратура РМ
  • Главная
  •  
  • Новости
  •  
  • Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры

Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры

Дата: 12.02.2018 г.

Прокуратурой республики проведен анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи в 2017 году. 

Всего в истекшем году прокурорами в названной сфере деятельности выявлено более 4 тыс. нарушений закона, в целях их  устранения на незаконные правовые акты принесено более 660 протестов, в суд направлено свыше 500 исковых заявлений, внесено  649 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1391 лицо, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 193 лица.

Приоритетными в работе прокуроров оставались вопросы по защите прав детей на ограничение размещения в сети «Интернет» информации, наносящей вред здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию. Выявлено почти 1,5 тыс. информационных материалов, содер­жащих противоправный контент, более 500 из них по инициативе прокуроров заблокированы, в суды направлено 392 исковых заявления о понуждении владельцев сайтов исключить доступ к таким ре­сурсам сети «Интернет», все они удовлетворены. Особое внимание уделялось защите детей от сведений, побуждающих их к суициду. В результате  проводимого мониторинга сети «Интернет» выявлено более 400 таких информаций, доступ к 222 из них уполномоченными органами заблокирован.

Значительное внимание уделялось вопросам медицинского обеспечения несовершеннолетних. Установлено, что 900 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и в приемных семьях, более 1,5 лет не проходили ежегодную диспансеризацию, ее проведение не планировалось и в 2017 году, медицинские организации, в которых должна проводиться диспансеризация уполномоченным органом в сфере охраны здоровья не были определены, условия прохождения диспансеризации детей, пребывающих в стационарных организациях, не обеспечивались. В целях устранения выявленных нарушений прокурорами внесено 36 представлений, в том числе в Правительство Республики Мордовия и Территориальный орган Росздравнадзора, к дисциплинарной ответственности привлечено почти 50 лиц, к административной – 3.

Вскрыта серьезная проблема медицинского обеспечения неизлечимо больных детей, в республике не обеспечено оказание паллиативной медицинской помощи детям-инвалидам. По представлению прокурора республики организовано получение соответствующей лицензии на данный вид медицинской деятельности, обучение по дополнительным профессиональным программам узких специалистов по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи, создание необходимых условий в медицинских организациях, в том числе оснащение медицинским оборудованием.

По-прежнему распространены факты необоснованного отказа медицинскими организациями в выписке маленьким пациентам льготных рецептов на обеспечение необходимыми лекарствами.

Учреждениями здравоохранения медицинская деятельность во многих случаях осуществлялась в помещениях, не соответствующих предъявляемым требованиям.

На постоянном контроле прокуроров оставались вопросы обеспечения дополнительных гарантий прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение.

Данный вопрос находится на контроле прокуратуры республики, ежегодно по результатам изучения проекта соответствующего Закона Республики Мордовия о республиканском бюджете в Государственное Собрание Республики Мордовия прокуратурой республики направляются замечания с предложением пересмотреть объем финансирования на указанные цели.

 Актуальными оставались вопросы обеспечения контроля за использованием закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений, их надлежащим санитарным и техническим состоянием, сохранностью принадлежащего им имущества.

Внимание прокуроров также было сосредоточено на соблюдении прав детей на бесплатное, доступное образование, выявлено более 1,5 тыс. нарушений закона. Устанавливались факты несоответствия требованиям федерального законодательства локальных нормативных актов образовательных организаций, в том числе касающихся порядка приема детей в общеобразовательные организации и отчисления из них, режима занятий, привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, в сфере защиты от информации, наносящей вред здоровью детей, их нравственному и духовному развитию, нарушения принципа бесплатности образования.

Повсеместно пресечены нарушения закона на добровольное изучение родного языка и государственного языка республики.

В большинстве районов выявлялись нарушения закона, допускаемые при перевозке детей, в том числе касающиеся состояния транспортных средств, задействованных в подвозе обучающихся в образовательные организации и обратно (неисправные поясные ремни безопасности и оборудование, отсутствие на рабочем месте водителя внутренней автомобильной громкоговорящей установки, оснащение огнетушителями с истекшим сроком годности), а также определения места подачи транспортного средства, порядка посадки детей в автобусы, составления программ маршрутов, уведомления об организации перевозки группы детей подразделения Госавтоинспекции, назначения сопровождающих. Не всегда обеспечивалось наличие необходимых документов, предусмотренных законодательством об организованной перевозке группы детей автобусами.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлено 369 нарушений закона, в целях их устранения опротестовано 8 незаконных правовых актов, внесено 108 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 310 лиц, к административной – 3. Уделялось повышенное внимание вопросам реализации предоставленных им полномочий по защите прав несовершеннолетних, предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с ними, своевременного обмена информацией о подростках, проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или опасном состоянии, нуждающихся в государственной помощи, и других существенных обстоятельствах, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав не соблюдалась периодичность проведения заседаний, допускался формализм в ее работе, нередко запланированные мероприятия проводились несвоевременно.

В органах опеки и попечительства устанавливались случаи несвоевременного предъявления в суды исковых заявлений о лишении и об ограничении родителей родительских прав, многочисленные факты непроведения индивидуальной работы, направленной на максимально возможное сокращение срока пребывания детей в государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возвращению их в семьи.

Не все структурные подразделения органов внутренних дел в пределах установленной компетенции осу­ществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Работа по данному направлению деятельности продолжается.